Главная

Святая Русь

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук, ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За… в Бога не верящих внуков своих.

(Константин Симонов)

Святая Русь

Роль православной Церкви в Великой Отечественной войне и ее вклад в Победу практически неизвестны широким слоям нашего общества. А вклад этот огромен и исторически еще не оценен во всем своем величии. Словом и делом доказали православные священники истинную любовь и беззаветную преданность своей Отчизне.

Вопрос не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. Не будем спешить. Заглянем в историю нашей страны, посмотрим, что же предшествовало тому народному бедствию, каким вначале оказалась кровавая бойня революции, а потом и Великая Отечественная война 1941-45гг.?

Из архивов мы узнаем, что начиная с 18 века, Церковь лишилась Патриарха, подверглась влиянию чуждых протестантских воззрений, хлынувших в Россию с Запада. Кстати, и сейчас мы можем видеть каскадное развитие в нашей стране различных проявлений сектантства и агрессивного атеизма, что зачастую происходит с попустительством чиновников всех уровней, на фоне досадной некомпетентности в этой области топ менеджеров от власти. Таким образом, возвращаясь на сто лет назад, мы увидим, как духовная жизнь в России приходит в упадок. По оценкам современников, тогда наблюдался повсеместный отход от веры и её осмеяние, особенно в высших слоях общества. Привело это игнорирование православных основ духовной жизни народа к страшным последствиям.

Есть мнение, неоднократно прозвучавшее в среде истинно верующих людей, что, прежде всего, кровавая революция стала суровым наказанием за богоотступничество и предательство Царя. А то безбожие, что происходило дальше, прямо привело и к ужасающей страшной войне.

Давайте посмотрим, с какими силами вступила в праведный бой Церковь, кто оставался в рядах истинных православных служителей к 1941 году? Каково было положение дел перед войной?

Расклад сил перед боем

А сил перед боем у Церкви было крайне мало, так как положение церковных дел к концу тридцатых годов оценивалось как критическое. Русскую Церковь обескровили годы репрессий, особенно жестокие в период так называемого «большого террора» (1937-1938). О точных цифрах пострадавших в этот период можно поспорить, поскольку есть предположения о больших, чем в официальной статистике, потерях в рядах православных служителей, но будем исходить из того, что есть в открытых источниках. В среде историков принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900(!) православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300. В 1938 г. арестовано 28300, расстреляно 21 500. Таким образом, только по официальным данным было зверски уничтожено более ста тысяч духовных пастырей – людей, способных спасать души прихожан и держать под контролем животные инстинкты, внедряемые в общество комиссарами и просто бездуховными строителями новой жизни.

Время было тяжелое. Точное число действующих храмов подсчитать было сложно, так как зачастую даже в официально открытых храмах богослужения не совершались по разным причинам. Имеются сведения о закрытии только в одном 1937 г. 8 000 приходов. Известно, что из 25 тысяч церквей в 1935 г. к концу 1938 г. осталось всего 1277. Уже к 1937 г. в СССР не было ни одного действующего монастыря. Митрополит Сергий и немногочисленные остававшиеся на свободе православные архиереи жили в постоянном ожидании ареста и смерти. И вот в таких невыносимых условиях православные священники вступили в сражение с фашистской армадой. Бой шел на всех уровнях – духовном, нравственном, физическом и мистическом.

Послание митрополита

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, и уже с первых часов стало ясно, что враг беспощаден и сделает все для уничтожения русского народа. Удивительным и непонятным для атеистов стало то, что начавшаяся война не только не обострила противоречия между Русской Православной Церковью и государством, на что втайне надеялись наши враги, а наоборот, набатом призвала священников выстроить свою работу по тотальной, безоговорочной защите Отечества.

В первые дни войны многие руководители СССР пребывали в растерянности, и тогда к народу обратился Митрополит Сергий. Свое послание Митрополит собственноручно напечатал на машинке. Несмотря на серьезные физические недостатки - глухоту и малоподвижность, Сергий сумел разослать обращение по всем уголкам необъятной Родины.

В послании митрополит Сергий написал слова, которые и сейчас можно повторить: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и сейчас развеет в прах фашистскую вражескую силу... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Услышим ещё раз слова митрополита Сергия именно сейчас, когда враги Отечества враждебно и жадно смотрят на Россию, презрительно называя ее «бензоколонкой» -

«Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу»


Митрополит Сергий выступил также с поддержкой партизанского движения и резко осудил епископов, оказавшихся на оккупированной фашистами территории, приветствовавших и благословлявших гитлеровскую армию. С аналогичными обращениями выступили и другие православные иерархи. Послания Сергия носили не только призывной и консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом, независимо от положения на фронте. Митрополит Сергий, митрополит Алексий и Николай выпустили и распространили огромными тиражами за время войны около 30 патриотических обращений к духовенству и верующим.

В посланиях иерархов и проповедях священников Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. В посланиях Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами. Все это создавало нравственные основы победы над противником.

Роль Сталина

В сентябре 1943 года  состоялась судьбоносная встреча И.В. Сталина с тремя иерархами Церкви, во главе с митрополитом Сергием. На встрече присутствовал также В.М. Молотов.

Беседу начал Молотов. Он сказал, что Правительство хочет знать нужды Церкви. В одной из доступных публикаций воспроизводится описание этой беседы, сделанное А.Э. Красновым-Левитиным, который о содержании ее мог узнать со слов митрополита Николая. «Митрополит Сергий заговорил спокойно, тоном человека, привыкшего говорить о серьезных вещах с самыми высокопоставленными людьми. Митрополит указал на необходимость открытия храмов, количество которых совершенно не удовлетворяет религиозные потребности народа и затронул вопрос о необходимости работы духовных учебных заведений, так как у Церкви отсутствуют кадры священнослужителей. Здесь Сталин неожиданно прервал молчание: «А почему у вас нет кадров?» - спросил он, вынув изо рта трубку и в упор глядя на своих собеседников.  Митрополит Сергий не смутился и с достоинством ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза».

Сталин улыбнулся, сказав: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы... Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Разговор Сталина с митрополитом принял доброжелательный характер. Беседу эту можно назвать в полном смысле этого слова исторической... В тот момент, после многих лет террора, направленного против Церкви, эта встреча явилась, несомненно, чудом, так как означала возможность легального существования Православной Церкви.

Личным примером

Многие священнослужители не только словом, но и личным примером показывали, как защищать Родину. Будущий Патриарх Пимен, тогда еще иеромонах, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря в 1950-1960 гг., воевал четыре года, оборонял Москву, был ранен, получил государственные награды. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, и награжден медалью «За боевые заслуги».

Протоиерей Борис Васильев, до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки, а затем сражался в должности заместителя начальника полковой разведки. Многие солдаты и офицеры Красной армии, служа Родине, обретали веру на фронте и по окончании войны становились диаконами и священниками, чтобы послужить Церкви. Священнослужители были активными участниками партизанского движения.

Сила молитвы

У Церкви есть сильное, неведомое миру оружие - молитва. Первый молебен «о даровании победы» Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе 26 июня. С этого времени повсеместно в храмах Московской Патриархии за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, написанную архиепископом Августином (Виноградовским) в Отечественную войну 1812 г. Также служили специально составленный «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» с многолетием «победоносному воинству нашему». Особый молитвенный подвиг совершали в дни блокады митрополит Алексий (Симанский) с духовенством и верующими Ленинграда. Даже в самые суровые дни зимы 1941-1942 гг. не прекращались богослужения в городских храмах. Умирали от голода, холода и бомбежек священнослужители, но не прерывалась молитва.

Штурм Кенигсберга

Существует еще одно свидетельство заступничества и помощи нашему воинству со стороны духовных сил. Широко об этом не говорилось ни в советские годы, что совершенно понятно, ни в последующие, когда над нашей страной вновь нависла угроза атеистической бравады и размытой нравственности. Произошло это чудо во время штурма Кенигсберга в 1945 году.

Вот что рассказывали свидетели этого события, находившиеся в самом центре событий:
"Наши войска были измотаны наступлением, несли большие потери, но немцы стояли насмерть, понимая положение дел. Чаша весов колебалась. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут..." Священники отслужили молебен, и пошли с иконой к передовой. Солдаты с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! Но батюшки спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали штурм. Как потом рассказывали пленные - перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна" (так они называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и у всех чудесным образом отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, сломили сопротивление немцев и взяли город, который до этого был неприступен, несмотря на колоссальные потери! ".

Таинственная сила

Так что же это за Сила, которую никакая вражеская рать пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере. Не удивительно, что ясный и понятный ответ на этот непростой вопрос прозвучал в творчестве одного из самых уважаемых в народе поэтов - Константина Симонова:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук, ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За… в Бога не верящих внуков своих.

Великая Отечественная война - это борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается арифметической оценке, и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Беспримерное самопожертвование, сила духа, беспример­ный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Рус­ской Православной Церкви в Победу над фашизмом.

Проявления патриотической деятельности Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны были очень многообразны. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, взяв в руки оружие, сражались с врагом за Победу. Священники продемонстрировали мужество, достойное подражания. Поэтому нет ничего удивительного, что в октябре 1943 года, впервые в истории Советского Союза, двенадцати священнослужителям были вручены высокие правительственные награды.

В том же году в стране было восстановлено патриаршество. А во время Парада Победы 1945 года на Красной площади, на гостевых трибунах Мавзолея стояли иерархи Русской Православной Церкви.

С уважением, Алексей Панов.